- Крошка сын подошел и спросил, значит... За что кровь проливали? Думаю, этот вопрос задавал себе каждый солдат, прошедший Афганистан, я не исключение. Более того, иной раз задаю себе и теперь, ибо очевидно, что все не очевидно, как в случае с Великой Отечественной.
Однажды иззадававшись себе таких вопросов, а также резюмируя вопросы, которые задавали по этому поводу мне разные люди, я даже написал обстоятельную статью "Афган как миф" (http://www.soldatru.ru/read.php?id=821 – "Контекст"). По отзывам понял, что попал в точку. Если сжать, то примерно так: мы были гражданами (военнослужащими) большой страны, которая о нас заботилась и у которой были свои геополитические, как нынче говорят, интересы, вот их мы храбро и защищали. Даже если политики ошибались, наш долг был защищать: мы же не политики, а солдаты. В XIX-м, например, веке и раньше такой вопрос вообще не стоял. Скажем, гоняя перед смертью французов по Италии, а потом героически спускаясь на заднице с Альп в долину, Суворов всего лишь "исполнял союзнический долг" и у него, да, наверное, и у его воинства не было мысли долга не исполнить... Сейчас я думаю примерно также, при этом, правда, считаю, что в дела других государств нужно вмешиваться поменьше...
- На войне – страшно?
- Это всегда индивидуальный опыт, говорят же – кому война, кому мать родна. На войне у каждого разные функции. Тот, кто ближе всего к собственно войне, к передовой, тот согласился бы с моим утверждением, что на войне, прежде всего, очень тяжело, иногда невыносимо. Иногда эти тяготы и лишения перевешивают даже страх смерти, притупляют чувство самосохранения.
По молодости вообще рискуют довольно охотно, часто легкомысленно. В молодости умирают легче, чем в зрелом возрасте. Когда я говорю о тяготах, то это, прежде всего, обычные солдатские испытания — голод, холод, жажда, крайнее физическое напряжение продолжительное по времени. То есть когда тебе надо долго не спать, или спать мокрым в холоде, мучиться от жажды, не есть, переносить большой груз на длинное расстояние, терпеть жару, боль и прочее. В таких условиях иногда тебе эмоционально кажется, что легче сдохнуть, смерть кажется избавлением... То есть ты долго, стирая все в кровь, ползаешь по горам без воды, неся на себе какие-то тяжелые железки, чтоб тебя там где-то далеко, наконец, хлопнули. Так не лучше ли хлопнуться сразу, без испытаний? Поэтому "подвиги" у нас совершались малозаметно, по ходу движения колонны, так сказать.
http://contextap.ru/sport/161226121308.html
-----------------
Как обычно - очень интересно и по делу.