glockmeister (glockmeister) wrote,
glockmeister
glockmeister

И света нет в конце туннеля

В самых разных историях, так или иначе привлекших общественное внимание, всё чаще применяется один и тот же приём глухой защиты — его можно было бы назвать демонстративным вычёркиванием вопроса. Три примера последних недель: дело Магнитского, «Транснефть», Кущёвская. Расследование гибели в тюрьме арестанта Магнитского ещё идёт, но руководство МВД публично награждает «за профессиональные успехи» всех основных (возможных) подозреваемых. Насколько достоверны вывешенные в блоге Навального документы, изобличающие циничное воровство в «Транснефти» при строительстве трубопровода ВСТО, ещё никто не разобрался, но правительство России уже выносит компании «Транснефть» публичную благодарность в связи с завершением одного из этапов именно этого строительства. В пять или в семь слоёв окатила жуткая история в Кущёвской губернатора Ткачёва, ещё не ясно, но заявление президента о том, что губернатор «продолжит работу на своём посту, никакие новые кандидатуры на его место не рассматриваются», уже доведено до широкой публики. При всех различиях между этими историями, трудно не заметить, что перед нами системное явление. Власть в лице разных своих представителей говорит нам одно и то же: своих не сдаём. Чем больше вы негодуете по поводу чиновника N, тем прочнее он держится в кресле. Расследования пусть себе идут, чёрт с ними, а мы — вот смотрите! — на ваших глазах его ободряем. Тут отчасти можно согласиться с одним: действительно, далеко не всегда расследования существенны. Если в тоннах бумажек из «Транснефти» всё-таки нужно всерьёз разбираться, то какие расследования нужны, чтобы связать наконец многолетнюю деятельность генерала Нургалиева во главе МВД с текущим уровнем разложения этого ведомства? В случае краснодарского губернатора — какие нужны расследования? Человек после десяти лет во главе региона так комментирует зверское убийство двенадцати человек: «Это преступление могло произойти в любой части края. К сожалению, в той или иной степени такие банды есть в крае в каждом муниципалитете. Где-то больше, где-то меньше, но есть». И ещё: «А бандочки создавались на наших глазах, этому потакали в том числе и правоохранительные органы — налицо предательство интересов края». На иной вкус такой человек должен перестать быть губернатором не то что до всяких расследований, а прямо пока звучат процитированные признания. Но это именно что на иной вкус; мы же слышим, напротив, что «руководству края оказывается и будет оказываться необходимая в этой тяжёлой ситуации поддержка».

Я читал где-то, что Ткачёва заведомо не тронут из-за Олимпиады. Странная логика. Во-первых, не ясно, почему человек, повсеместно разводящий «бандочки», столь незаменим при подготовке к Олимпиаде. Во-вторых, до Олимпиады-то больше трёх лет — неужто всем уже пришла пора оцепенеть? Давайте вспомним, что ещё и Страшный суд грядет. Правда, неведомо когда, но событие-то будет заведомо поважнее, чем Сочи-2014, — давайте для наилучшей подготовки к нему вообще никого не трогать.

Впрочем, повторюсь, никого уже и так не трогают. Избран сверхжёсткий метод реагирования на любые внешние — не от самой власти — претензии: наши люди (начиная с известного уровня, разумеется, — не пешки) всегда и во всём правы, поскольку они наши. У такого подхода немало ощутимых достоинств. Власть предстаёт надёжным монолитом, любые нападки на который бессмысленны. Публика удостоверяется, кто неизменный носитель высокой правды. Серьёзные люди в «вертикали» поощряются к безусловной лояльности. Всё так — одна загвоздка: эти достоинства у метода глухой обороны сохраняются только до тех пор, пока приходится отражать сравнительно немного атак. Если удары пойдут гуще, всё это благолепие живо вывернется наизнанку. Не будем развивать боевые метафоры; давайте проще. Вот вскрылась история многолетних криминальных бесчинств в Кущёвском районе. Публика не успела перевести дух, всплыл второй «анклав преступности и беспредела», райцентр Владимирской области Гусь-Хрустальный. Легко предположить, что скоро мы услышим о третьем, четвёртом, пятом — ещё в прошлом году ФОМ опрашивал сограждан и получил поразительные результаты: в десятках регионов менее 30% опрошенных чувствовали себя «скорее защищёнными» от посягательств на их жизнь, здоровье, имущество. Так на котором по счёту «анклаве» метод вычёркивания вопроса перестанет работать? С какого момента видные чиновники, предвидя, что вскоре начальство уже не сможет их защищать, начнут упреждающими манёврами топить само начальство?

Ведь уже в некотором роде начинают. Поразительно — в частности, в обсуждаемом смысле — выступил недавно министр финансов Кудрин. Огорошив представительную конференцию сообщением, что в будущем году фискальная нагрузка вырастет на 2% ВВП, но это только начало: «Мы переходим к тенденции повышения налогов», — министр стал оправдываться. Он рассказал, что Россия стоит «на развилке»: нужно заниматься либо сокращением и повышением эффективности бюджетных расходов («тогда это серьёзные структурные изменения, в том числе в обязательствах государства») — либо повышением налогов. Далее изумлённая аудитория узнала, что сам-то Кудрин за первый вариант, но слабое государство будет бояться серьёзно изменять социальную сферу, потому-то вариант нас ждёт второй — рост налогов. И деваться некуда: «Решение выбрано, без этого решения не может быть выполнена политическая задача, которую поставили все основные политические силы страны, поэтому это вопрос не к Министерству финансов». Что ж, хитрость в сказанном невелика. Все понимают, какими неприятностями грозит 1 января, когда резко вырастет фискальное давление — прежде всего на несырьевые компании. Разбитых горшков окажется много, и публика будет резонно требовать, чтобы кто-нибудь за них заплатил. Первым, естественно, всплывёт имя Кудрина, бессменно главного по бюджету, — и его будут защищать так же, как сегодня защищают Нургалиева или Ткачёва: молчаливо игнорируя публичный запрос. Возможно, Кудрин уже подозревает, что такая защита не продержится достаточно долго, — вот и тычет простодушно пальцем в потолок: мол, не я это, не я. Не во мне дело.

отсюда http://www.expert.ru/2010/11/29/o-sposobah-derzhat-udar/
-------------
особо понравилось,что эффективность расходования бюджетных средств повысить невозможно
а вот,чтобы налоговую нагрузку поднять - это запросто
Tags: да они охуели
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments