glockmeister (glockmeister) wrote,
glockmeister
glockmeister

Армейский дневник. Специальные будни. Запись N4 - "Тачку на прокачку"

Оригинал взят у polarman в Армейский дневник. Специальные будни. Запись N4 - "Тачку на прокачку"



Внимание!
Ниже написано много нудных букв, а некоторые ещё и матерные!




- Посвящается всем, чья служба связана с АТ и БТ техникой



"Экзибит, прокачай мой УАЗ!"


Вопрос с обеспечением транспортными средствами нашего молодого подразделения стоял очень остро. Заключалось это вовсе не в том, что нам нужна была техника здесь и сейчас, а в том, что никто точно не знал, что же нам дадут. Если с другими подразделениями всё было более-менее ясно, то нам оставалось только гадать и питаться слухами.

Большие начальники, как им свойственно, били себя кулаками в грудь и «однозначно обещали» нам «Рыси», находились даже наивные, кто в это верил. Их можно понять – иномарка, это не только комфорт и стиль, но и заводское обслуживание, по идее. Затем была информация, что будут «Скорпионы», опять же на уровне слухов. С ними всё сложнее – мало кто вообще представлял, что это такое. Я даже со знанием дела показывал фотографии, сделанные ещё на срочке, где удалось увидеть вживую этот редкий аппарат – ЛША-2Б. Большинство оценило и одобрило, мол, необычно и интересно. Самые скептически настроенные говорили, что будут «Тигры», потому что они есть у всех и для нас никто исключение делать не будет.

Время шло. За техникой уехали люди. Интерес к вопросу как-то поугас.

Совершенно случайно, во время занятий, замкомроты сообщил, что машины то уже приехали:
– УАЗы, кстати, наши пригнали. В парке стоят, сходить посмотреть бы.
– Что за УАЗы такие? – Я сначала вообще не мог понять о чём идёт речь, а когда догнал, то в голове вырисовались картины, как мы на старых «бобиках»-кабриолетах гоняем по полям и лесам, в стиле героев фильма «Ответный ход».
– Ну, УАЗы – «Гусары», длинные такие.
– Тарищ ***, а откуда пригнали?
– Камышин.

56-ая бригада… И вот тут-то я понял всё и практически сразу осознал, как весело мы будем проводить время с вверенной нам техникой.

56 ДШБр единственная из «старых» частей ВДВ, носившая название «лёгкой». Фишкой бригады была техника – они единственные из десантно-штурмовых подразделений ВДВ ездили не на БМД, а на УАЗах. Пару лет назад всё это решили свернуть и поставили им на вооружение эти самые БМД, что бы «как у всех», а положенный по новому штату личный состав отправили в Омск учиться на вот эти вот БМД. В это же время там повышал квалификацию один мой сослуживец, от которого я и узнал обо всех этих перипетиях.

Освободившиеся в количестве УАЗы поползли, походу, по всяким забавным подразделениям, и таким макаром угодили к нам. До этого знаменательного события в жизни бригады к ним был организован пресс-тур, после которого по интернету гуляет куча фотографий этого довольно таки редкого детища отечественного автопрома.

Пикантности добавлял ещё тот факт, что до 56-ой эти машины эксплуатировались в 22-ой бригаде СпН. Быть третьим владельцем отечественной машины «на гражданке» – это «весело», ну а в армии – особенно после «дэшэров» и спецназа – это просто пиздец…

Учебный процесс боевой подготовки не оставил времени на предварительные ласки и мы окунулись в общение с техникой с головой… Как зимой в прорубь.

Мне машины были в первую очередь интересны с технической точки зрения. Представляли они собой этакую вариацию RSOV и им подобных, но на русский манер. Идея довольно распространённая по миру и ничего необычного из себя не представляющая. На шасси УАЗ-3153 ульяновские рукодельники поставили силовую установку Toyota с коробкой от Land Rover, мосты Toyota и импортную подвеску, обрамили всё это каркасом безопасности, бронёй под капотом и водрузили сверху, на всё это добро, кузов всё того же УАЗ-3153. Кстати, именно по причине внешней схожести УАЗ «Гусар» путают с УАЗ-3153, хотя у «Гусара» цифровой индекс другой.

Включив режим «я-же-всё-таки-инженер-а-не-кто-то-там» я полез своим носом во всякие там «под капот»-ы и другие интимные места автомобиля.

Явно бросалось в глаза, что машины собирались небольшой серией и из того, что было под рукой, либо как-то удалось достать – на части из них были установлены 4-х цилиндровые двигатели, а на части – 6-ти, но всё Toyota. Понятно, что определённая конструкторская документация имела место быть, но всё же многое делалось по месту – где-то бронирован только двигатель, где-то вся силовая установка, при этом броня закреплена «где получится» и отрезана по месту, каркас безопасности на некоторых машинах блокировал рычаг открытия капота с места водителя.

Этакое творение доктора Франкенштейна.

Но, как говорится в пословице: дарёному коню в зубы не смотрят. Вот мы смотреть и не стали – чего толку то – а сели и поехали. Первые выезды пришлись на зиму – лёгкий мороз, перемежающийся с оттепелью и снег глубиной сантиметров до 30.

Пока водитель забирал аккумулятор с хранения, я помогал ему подготовить машину к поездке. Веселье началось уже в парке. Что бы открыть капот, нужно потянуть за рычаг, находящийся в салоне, который с помощью тросика связан с замком этого самого капота. Я потянул, и рычаг отделился от автомобиля «с мясом». Из-под рулевой колонки сиротливо торчал конец тросика, уходящий в силовой отсек. Меня выручил мультитул, а без плоскогубцев я больше в парке не появлялся. Сели мы в машину вчетвером, а точнее водитель со старшим впереди сели, а мы вдвоём сзади залезли – по-другому это не назовёшь. В салоне кучи «положенного по описи», как-то: короба под разные ленты, пара-тройка станков под вооружение, стол для стрелка в турели, плюс наше барахло, а ещё ноги деть некуда, голова бьётся о каркас безопасности, который съедает драгоценное пространство внутри… Короче, сидеть в позе эмбриона нам не особо понравилось и мы легли на лавки вдоль бортов – нужно трезво оценивать суровую действительность и понимать, что в машине установлено всего два кресла, а остальные размещаются, как получится. Зато отопитель есть и он, даже греет – это не БМД, просто смотря на которую зимой ты начинаешь замерзать.

Подстава номер два ожидала нас тут же – на просёлочной дороге. Как оказалось японская бензиновая «шестёрка» не очень ладит с узкими УАЗовскими колёсами с типичной армейской резиной типа «универсальная». Это у гражданского человека есть выбор: летняя, зимняя, шипованная, а в армии покрышки либо есть, либо их нет. В результате попытка обогнать КамАЗ по неглубокому мокрому снегу превратилась в очередной эпизод фильма «Форсаж 3: Токийский дрифт», а поездка по лесу по своему эмоциональному накалу напоминала этап чемпионата мирового ралли, когда ты вот вроде бы едешь прямо и ровно, а через доли секунды, уже, повернув на 90 градусов, ломишься в кусты, при этом руль для этого крутить и не обязательно. Резину позже поменяли на нечто с гордым названием «Быстрица». Хотя, справедливости ради, импортный мотор всегда выручал тем, что заводился при любой температуре с пол-оборота.

Приключения продолжились уже в лесу, где мы поближе познакомили нашего железного коня с сугробами и с этими самыми кустами. Понятно, что чтобы «Гусар» выехал с обочины на дорогу его нужно толкать – мощности много, а толку мало, но вот кусты… Ульяновцы решили сделать машину красивой, и, на мой взгляд, у них это получилось, но вот в плане практичности пластиковые накладки на бампера для военной машины – это зло, и это «зло» мы и оставили на кустах. Потом собирать ещё пришлось по округе, и склеивать шурупами. И что самое забавное – их и снять то насовсем нельзя, потому что на них стоит светотехника. Горе и печаль.

Но мы не сдавались и пошли дальше – решили установить на машину что-нибудь из вооружения. Ведь и можно, и интересно. Начали по крупному, во всех смыслах – с КОРД. Принесли его в парк, поставили на УАЗ станок и начали водружать на всё это пулемёт. И вот тут дело как-то не заладилось. В треугольнике УАЗ-станок-КОРД явно не хватало ещё одного угла. Открыли НСД – но когда его писали, наверное, никому в голову не могло прийти, что кто-то будет пытаться скрестить «козлика» с крупнокалиберным пулемётом, так что ответа в нём не было. Никакой документации к дважды б/у-шным тачкам, понятное дело, тоже не было. В общем, поприслоняли третье ко второму, в смысле пулемёт к станку, померили, покумекали и командир молвил:

– Переходник нужен. На обеде поеду в автосервис, там сварят, что нужно, а после попробуем.

И съездил. И сварили, из отрезка небольшой трубы и стальной пластины, русские умельцы нам переходник. Да, есть ещё автосервисы, где работают русские – не удивляйтесь. И что самое забавное, получившаяся железка действительно работала: и пулемёт держала и от стрельбы не разваливалась. Сделали ещё пару таких же для других машин. Ну а то, как по задумке конструкторов должно всё это собираться воедино без самодеятельности, осталось для нас загадкой и, наверное, навечно.

Дело шло к весне. Служба высвободила нам немного своего времени, и мы занялись машинами по серьёзному, ибо шутки шутками, а выполнять на них боевые задачи в том виде, в котором они находились, было невозможно. Первым делом выгребли из, будем называть его так, салона весь хлам и попытались понять, что из этого всего нам действительно нужно. На «Гусар» можно установить различное вооружение и под каждое идут различные станки, короба и т.п. железки. В купе они занимают всё свободное место внутри. Дабы решить эту проблему, определились: на какой конкретно машине, что будет установлено и оставили только необходимое для него. Что-то из имеющегося было почти новое, что-то – видавшее виды, а чего-то вообще не было. Позабавили станки для ПКП: в одном недостающая деталь была заменена вбитым гвоздём, а второй был просто покрашен толстенным слоем краски, и, судя по всему не раз, так что лишился подвижности и превратился в монолитный кусок стали. Интересной деталью интерьера был стол. По задумке инженеров на нём должен стоять стрелок в турели, вот только куда деть ноги остальным сидящим внутри никто не подумал, не говоря уже о том, что высота стола непонятная. Короче, скрутили его на хуй и забыли, как страшный сон. В довесок сняли диагональную балку каркаса безопасности. По окончании этих манипуляций салон стал свободен, и в нём хоть что-то можно было расположить. Впрочем, самым сложным, оказалось разместить внутри УАЗа ПТУРы. Кто видел, что это такое – тот поймёт, но если кратко: тяжеленные «палки» длиной метр-полтора, диаметром 15-20 см. Надо понимать, что если ты путешествуешь совместно с тяжёлыми предметами, то они обязательно должны быть закреплены, а не просто навалены кучей, иначе ты рискуешь узнать, как чувствуют себя кофейные зёрна в кофемолке. Из сложившейся ситуации вышли, как умеем – нам понадобилось: ремни от какой-то воздушно-десантной системы, обрезки трубы большого диаметра, пара железных солдатских кроватей, ну и сварочный аппарат и «болгарка». Подразделение, идущее строем в парк с вот этим всем в руках, представляло собой забавное зрелище. В результате сделали что-то на подобии стеллажей.

Правда, как мы не старались, но организовать комфорт для себя любимых внутри так и не удалось. Дело в том, что 99% солдат у нас – это люди. Не гномы, не карлики, не дворфы, а самые обычные люди, как бы удивительно это не было для создателей «Гусара». Так что находится внутри человеку нормального роста было всё так же хреново: узкие короткие деревянные лавки, колени деть некуда, ровно сесть не хватает места, так что сидишь скрючившись и бьёшься головой о каркас безопасности. Мы, конечно, применяли проверенный способ улучшения эргономики – ездили в машине уставшими, тогда ты просто растекаешься в форме амёбы и засыпаешь, не обращая внимания на все неудобства. По возможности, я ездил стоя в турели – хотя бы свободного места побольше. С высадкой-посадкой возникли аналогичные проблемы: в боковые задние двери нормально не вылезти – мешает каркас безопасности, мешают передние сиденья – так что остаётся щемиться всей толпой в заднюю. Кроме того, что это не очень удобно, так ещё и машины то не новые – на каких-то замок не закрывался нормально, на каких-то дверь под весом запаски просела и цеплялась этой запаской за бампер. То хрен откроешь, то хрен закроешь. А ещё в крыше есть дырка, я ее, конечно, красиво называл люком, но на самом деле она дырка, потому что у люка есть крышка, а у дырки её нет. И вот это вот «отверстие» для стрелка в турели имело огромные размеры, что позволяло налаживать контакт с природой и в снег и в дождь. Единственный вариант защититься – это тентовать, что и долго и неудобно.

Вот к чему-то такому-то мы и пришли, и как-то так и жили. Ездили, чинили, обслуживали, красили, но ездили. Иногда и сами были хороши: один нерадивый товарищ спалил «мозги» двигателя, перепутав полярность аккумулятора. На одной машине светотехника играла, как светомузыка – где-то «гулял контакт», боролись с этим с переменным успехом. А потом начали сыпаться мосты на парочке машин. Вроде и мосты, и моторы – Toyota, но как-то не очень они подходили друг к другу, наверное.

В общем, на фотографиях УАЗ «Гусар» выглядел, конечно, классно:




Но вот так он выглядел не реже:



Tags: заметки на полях
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments